В наступившем учебном году все школы области вступили в новый региональный проект — «Воронежская перспективная школа». В каждом районе создали образовательные округа, центрами которых стали опорные школы. Цель проекта — создание равных условий для каждого ребенка, независимо от его места проживания и социального статуса.
Изменениям в системе обучения посвятили информационно-методический десант. Он прошел в Грибановке на базе центра образования им. Троепольского. В семинаре поучаствовали заместители глав администраций, руководители отделов по образованию, директора школ из 11 муниципалитетов.
Участников поприветствовал глава администрации Грибановского района Михаил Тарасов. Он отметил, что образование всегда остается в приоритете на любой муниципальной территории.
— В районе работает 20 образовательных организаций: 14 школ, четыре детсада, два учреждения допобразования, — рассказал Михаил Тарасов. — В системе образования работает 423 человека, в том числе 240 педагогов. В детсадах 183 работника, из них 55 педагогов. В том числе 182 человека в возрасте от 34 до 59 лет.
По количеству учащихся школы делятся на крупные городские и сельские.
— В центре им. Троепольского 630 учеников, — рассказал глава муниципалитета Михаил Тарасов. — Школа №3 — самая крупная по количеству учащихся. Ее посещают 733 ребенка. Это связано с тем, что учебное заведение находится в центре поселка. На количество учеников влияет шаговая доступность. Стоит задача провести капитальный ремонт здания. Его не было более 50 лет.
Три общеобразовательные сельские школы находятся в Верхнем Карачане, Нижнем Карачане и Листопадовке. Также есть шесть малокомплектных школ.
Перспективы образования
При реализации регионального проекта «Воронежская перспективная школа» в каждом муниципальном районе создали образовательные округа. Их центрами стали опорные школы, а школы-спутники, среди которых есть и малокомплектные, получили доступ к материально-техническим и педагогическим ресурсам этих центров.
— Проект — не про закрытие школ, — подчеркнул ректор Воронежского института развития образования им. Бунакова Александр Митрофанов. — 1 сентября во всех образовательных учреждениях Воронежской области начался образовательный процесс, независимо от того, сохранились ли они как юридическое лицо или нет. Мы провели реорганизационные мероприятия только по учреждениям с численностью менее 30 обучающихся.
Одна из причин создания образовательных округов в том, что количество детей в школах сокращается. Случается, что в них остается меньше десятка учеников. С другой стороны — острая нехватка педагогов. С 7 класса школьная программа усложняется. Ученикам необходимо получить крепкие знания по алгебре, геометрии, физике. Во всех федеральных документах к приоритетным предметам также отнесли химию, биологию, информатику.
— Для качественного обучения этим предметам, к сожалению, нет кадров, — отметил Александр Юрьевич.
Есть случаи, когда педагог ведет шесть-семь предметов, причем, не всегда смежных. Например, физрук преподает физику, филолог — математику. Или один учитель преподает химию и иностранный язык. При огромной загрузке случается профессиональное выгорание, у учителя нет возможности совершенствоваться и развиваться. При этом и качество знаний, которые он дает ученикам, страдает. Также в маленьких сельских школах нет современной материальной базы для их качественного освоения. Об этом говорят слабые результаты Всероссийских проверочных работ, основного государственного экзамена и единого государственного экзамена.
— Из 1,5 тысячи выпускников, которые в этом году получили диплом по педагогической специальности, порядка 150 пришли работать в школы, — рассказал Александр Юрьевич.
При этом, чтобы привлечь молодых педагогов, в области проводят грантовые конкурсы. Да и зарплата молодых специалистов перестала быть низкой.
Проект «Воронежская перспективная школа» предполагает использование существующих ресурсов сети, чтобы обеспечить качественный результат. В регионе запланировали к 2030 году создать около 140 опорных школ. Всего в образовательном округе будет до пяти образовательных организаций.
В Грибановском районе создали три образовательных округа. Опорными стали: Грибановская школа №3, Нижнекарачанская и Листопадовская школы. В них в общей сложности реализуют 25 сетевых программ. Планируется, что, если в школе-спутнике не будет специалистов-предметников, ребят будут доставлять в опорную школу. Для этого разрабатывается транспортная логистика. Возможна и обратная схема, когда педагог будет приезжать к ученикам. Подготовительные мероприятия включили и разработку единого в округе расписания и образовательных программ.
Поддержка педагогов
При реализации проекта запланировали установить доплаты руководителям опорных школ, всем педагогическим работникам, занятым в сетевом обучении.
Компенсационные выплаты за проверку тетрадей, сложность предмета. За работу в ресурсном или автономном классе заплатят психологам, дефектологам, тьюторам. Также надбавки установили за реализацию сетевых программ. Выплаты предусмотрели работникам, которые имеют квалификационную категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник». Доплату определили заместителю директора опорной школы за выполнение координирующих функций. А также за объединение классов в класс-комплект или разновозрастную группу.
Стимулирующие выплаты предполагаются молодым специалистам со стажем работы до 5 лет, студентам средних образовательных учреждений и вузов. Доплату введут и водителям автобусов — в зависимости от протяженности маршрута. В школах появится должность диспетчера.
— Мы не должны потерять ни одного педагога, как профессионала в системе образования, — подчеркнул Александр Митрофанов. — Каждый из них должен получить или сохранить место, иметь возможность дальше развиваться профессионально.
Образовательная цепочка
Большую роль в образовательном процессе отводят дошкольному воспитанию.
— Если что-то ребенок не получает в дошкольном детстве, то это почти не компенсируется в школьный период, — рассказал Александр Митрофанов. — Мировые исследования показали, что вложения в дошкольное образование многократно окупаются во взрослой жизни.
Александр Юрьевич подчеркнул, что сейчас стоит задача построить непрерывную траекторию от раннего дошкольного детства до выпуска со школьной скамьи. Вне зависимости от того, где он живет, образование должно быть качественным, достаточным для хорошего старта во взрослую жизнь.